Консультации

Рекомендации родителям зависимых от компьютера подростков

развернуть

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер –не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы. Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Обязательно найдите специалиста, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, шахматы и т.д.)

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

5. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

свернуть

Психологическая поддержка ребёнка, оказавшегося в кризисном состоянии

развернуть

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Поддержка (в школе, семье) – это процесс:

в ходе которого, взрослый должен сосредоточиться на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

 который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

который помогает ребенку избежать ошибок;

который поддерживает ребенка при неудачах.

 

1. Чтобы поддержать ребенка взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

2. Забыть о прошлых неудачах.

3. Позволить ребенку начать с «нуля», вселяя ему уверенность, что он справится с возникшей проблемой, что взрослый верит в него, в его способность достичь успеха.

4. Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

5. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

6. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

7. Уметь и хотеть демонстрировать принятие индивидуальности ребенка, симпатии (а родители – любви) к нему.

8. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие с которыми он может справиться.

9. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

10. Проводить больше времени с ребенком.

11. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

12. Уметь взаимодействовать с ребенком.

13. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

14. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

15. Проявлять эмпатию (сопереживание) и веру в ребенка. 

свернуть

Памятка для родителей по профилактике насилия в семье

развернуть

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Стратегии предупреждения насилия

- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

К ребенку относятся жестоко, если используют:

• угрозы бросить его,

• угрозы нанесения физического вреда себе или родственникам,

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным.

Исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом».

«Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?»

Макаренко А.С.

Проявления эмоционального и психологического насилия

Запугивание ребенка:

ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

используют для запугивания свой рост, возраст,

на него кричат,

угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее),

использование силы общественных институтов – религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее,

использование изоляции – контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: 

 • унижают его достоинство, 

 • используют обидные прозвища,

 • используют его в качестве доверенного лица,

 • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

 • ребенка стыдят,

 • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

свернуть

Общие психолого-педагогические рекомендации для родителей детей школьного возраста

развернуть

Перефразируя крылатое выражение, можно сказать, что "родителями не рождаются, а становятся", потому к "приобретению" этой "дополнительной профессии" необходимо отнесться со всей ответственностью. Обычно папы и мамы ищут помощи в собственном опыте жизни в родительских семьях, взаимоотношения в которых зачастую были далеки от благоприятных. Однако механическое следование усвоенным образцам и принципам, как и отказ от них на основании того, что они "нравятся или не нравятся", мешает разумной организации воспитания ребенка. Мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми общими принципами родительского поведения, принятыми современной психолого-педагогической практикой. Возможно, они не покажутся Вам откровением.

Общаясь с ребенком, старайтесь придерживаться следующих правил:

- не обусловливайте Вашу любовь к ребенку какими-либо требованиями к нему: "Я не буду тебя любить, если......

- оберегайте чувство собственного достоинства ребенка в любой ситуации, не унижайте его, особенно публично;

- не "клейте ярлыков" типа "лентяй", "тупица", "недотепа" и т. п.;

- никогда не ругайте ребенка, за то, по поводу чего он сам испытывает огорчение или неудовольствие;

- не дискредитируйте повод, вызвавший огорчение у ребенка: "Да брось расстраиваться из-за ерунды...», посочувствуйте ему, "присоединитесь" эмоционально к его проблеме;

- не запрещайте ребенку испытывать любые эмоциональные реакции, постарайтесь лишь научить его (а при необходимости и сами научитесь) выражать свою реакцию, не обижая окружающих и не разрушая общий микроклимат;

-  старайтесь выражать Ваши собственные негативные реакции на поступки ребенка СЛОВАМИ - "я возмущен(а)", "огорчен(а)", "сердит(а)", а позитивные - с внешними проявлениями, в зависимости от Вашего темперамента и привычек.

-  научите ребенка распознать и называть свою эмоциональную реакцию на ту или иную ситуацию: "огорчен", "обижен", "доволен" и т. п.;

  • не "читайте" ребенку длинных нравоучений; если есть необходимость что-то ему разъяснить, делайте это в форме диалога;
  • -не провоцируйте ложь ребенка; если Вы абсолютно убеждены в том, что ребенок провинился, не добивайтесь его "личного" признания - сразу обсуждайте проступок и Вашу реакцию на него; если же уверенности нет, избегите допросов и наказаний поскольку это лишь вызовет обиду, недоверие, стремление избежать наказания;

- не высказывайте "пустых" угроз и обещаний будьте последовательны;

- больше беседуйте с ребенком, вне эмоционально насыщенных ситуаций "о жизни вообще" и о возникающих проблемах, в том числе и семейных…

- не упрекайте ребенка, если он не соответствует Вашим ожиданиям и представлениям о том, каким ДОЛЖЕН БЫТЬ Ваш ребенок;    

- помогите ребенку достичь успеха в том или ином учебном предмете.

Это даст ему веру в свои возможности и активизирует интерес к нему;

- находите поводы и время для организации маленьких "семейных развлечении - постарайтесь отнестись к воспитанию Вашего ребенка как к творческому процессу

- наблюдайте, анализируйте, изобретайте, - тогда Вы в полной мере сможете проникнуться родительской позицией и сделать это трудное дело чрезвычайно интересным.

Часто приходится слышать жалобы родителей на то, что ребенок, приходя из школы, ни о чем не рассказывает, а на вопрос "Как дела?" сообщает, какие отметки получил, и говорит, что "все нормально". В связи с этим родители начинают считать ребенка скрытным, волноваться, что могут что-то упустить в воспитании. Однако, как показывает наш опыт, чаще всего такие ответы - результат неумения ребенка рассказать о тех событиях, участником которых он сам являлся.

Развивать такое умение необходимо с того момента, как ребенок начинает ходить в школу. При этом важно учитывать общие правила, которые помогут управлять этим процессом:

-  оцените собственные эмоциональные проблемы и навыки общения, которые могут затруднить беседы с ребенком в позитивном направлении

-  никогда не начинайте разговор с ребенком с вопроса об отметках, которые он получил, с "неприятных" проблем;

- начиная разговор, задайте вопросы, отражающие Вашу любовь к ребенку и заботу о нем (как себя чувствует, устал ли, какое у него настроение и т.п.), покажите ему, что Вы рады его видеть;

- получив ответ на вопрос о его школьных делах, что "все в порядке", задавайте конкретные вопросы, отталкиваясь от известной Вам информации (Например, «Все ли он понял на математике?», «Как прошла экскурсия?», «Что было на прогулке?», « Во что и как он играл с ребятами?», «Что нового узнал он на уроке русского языка, естествознания?» и т.д.);

- комментируя события, о которых Вам рассказывает ребенок, не допускайте откровенно критических и, тем более, осуждающих высказываний, поскольку это вызовет у ребенка нежелание рассказывать об эмоционально значимых ситуациях, стремление избегать общения с Вами;

- при необходимости критической оценки ситуации постарайтесь, чтобы ее сформулировал сам ребенок, отвечая на Ваши вопросы типа: "Что ты по этому поводу сам думаешь? ";

- не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно, если это сравнение не в его пользу, поскольку это приведет к снижению самооценки и повышению уровня "школьной тревожности";

- не '"обесценивайте" повод, вызвавший у ребенка огорчение ("что ты из-за пустяка расстраиваешься"), обсудите с ним, каким способом можно исправить ситуацию;

- побуждайте ребенка к анализу ошибок и способов их преодоления (речевые обороты типа: "Как ты думаешь...?", "Я хочу понять..." и т.п.);

- старайтесь, чтобы в результате разговора Ваш ребенок испытывал положительные эмоции, чувствовал Вашу поддержку и свои возможности справиться с возникающими проблемами.

Разговаривайте с ребенком! Качество контакта, установленного с ребенком в младшем школьном возрасте, будет оказывать определяющее влияние по мере его взросления и снимет многие проблемы развития детско-родительского общения в подростковом и юношеском возрасте. При наличии затруднении обращайтесь за квалифицированной помощью к психологу. Чем раньше, тем лучше!

Одним из важнейших условии эффективного управления процессом воспитания ребенка является правильное понимание природы возникновения неблагоприятных проявлении, поскольку эти проявления могут быть следствием очень разных причин. Приводим типичные жалобы родителей и педагогов и возможные источники их происхождения.

Ребенок плохо учится;

- хроническая неуспешность (снижение самооценки, "вторичная неуспеваемость");

-  школьная тревожность (боязнь ошибиться и нарушение контакта с педагогами);

- инфантильность (сохранение черт, характерных для более раннего возраста);

- задержка развития (отставание в формировании учебно - значимых функций);

-  синдром ухода от деятельности ("витает в облаках");

 - отсутствие познавательных интересов;

-  уровень энергетики (расторможенность, неусидчивость либо астенизация);

- проблемы самоорганизации и самоконтроля.

Ребенок ленится

- снижение познавательных интересов;

- мотивация избегания неуспеха;

- общая замедленность темпа деятельности;

- состояние здоровья, астенизация;

- особенности контактов со взрослыми;

- форма протеста против завышенных требований и ожидании результатов от ребёнка;

- лень в собственном смысле (ребенок делает только то, что ему приятно).

"Ребенок рассеян";      

- снижение функции внимания;

- проблемы самоорганизации и самоконтроля (планирование и контроль за выполнением действий);

- уход от деятельности, наличие более сильных побудителей, лежащих вне сферы учебной деятельности;

- тревога;

- трудности концентрации в связи с неусидчивостью;

- повышенная склонность к фантазированию, богатое воображение, уход в "собственные миры".

"Ребенок неуправляем";

- ошибки взрослых (завышенные требования взрослых к естественным возможностям и поведению детей определенного возраста);

- высокая активность;

- негативистическая демонстративность (привлечение внимания через "вызывающее" поведение);

- двигательная расторможенность, неусидчивость;

- избалованность (не сформированы "рамки" и правила поведения).

У ребенка трудности в общении.

-несформированность навыков общения;

- недостаточный уровень развития коммуникативной функции речи;

- интеллектуализм, эмоциональная холодность;

-стремление к самоизоляции (снижение желания общаться);

- ошибки взрослых (стиль семейного общения);

- несформированность игровой деятельности.

"Ребенок агрессивен":

-истинная агрессивность (стремление причинить вред другому);

- "защитная "агрессия в ситуациях, вызывающих тревогу или страх;

  • несформированность навыков общения.

"Ребенок нервный":

-   ранимость, ослабленность нервной системы;

- тревожность/мнительность;

- инфантильность;

- трудности адаптации в новых условиях;

- астенизация, повышенная утомляемость.

Объективно и точно установить причины неблагоприятного развития ребенка поможет психолог, однако мы предлагаем Вам попытаться самостоятельно оценить причины затруднений или имеющихся проблем, чтобы, опираясь - на приведенную выше информацию, иметь возможность сравнить и затем обсудить свою позицию с позицией квалифицированного специалиста.

свернуть

Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

развернуть

Трудности возникающие в 1 классе

  1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).
  2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви.
  3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.

Будьте внимательны к малышу, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться — выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день — не заставляйте.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите: что самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая …

Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни.

Очень вредны негативные и неуважительные высказывания о школе и учителях в «семейном кругу»; это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкать к новому режиму жизни.

Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.

Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения.  Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

        Ребенку очень важно знать, что родители небезразличны к его школьным делам, ведь школа играет важнейшую роль в его жизни. Отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношении учащегося к учебе, так как родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей. Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, а самим их игнорировать.

Универсальные рекомендации родителям о воспитании в ребенке дисциплины.

Рекомендации педагога-психолога

  1. Личный пример. Вся последующая информация будет абсолютно неэффективной, если главный объект для подражания родитель будет сам не соблюдать дисциплину и силу воли. Только личным примером и еще несколькими приемами можно привить ребенку дисплейную и развить силу воли.
  2. Время на подготовку. Для того, чтобы ребенок смог адаптироваться к новому занятию, сообщайте ему заранее за 10 минут до смены деятельности. «У тебя есть 10 минут чтобы проиграть, а потом мы с тобой займемся уборкой игрушек».
  3. Пояснение. Зачастую дети не всегда понимают смысл разных занятий. «Убери за собой кровать. Помой руки. Разложи вещи.». Очень часто они не видят в этом острой необходимости. Объясняйте ребенку ЗАЧЕМ вы хотите, чтобы он это сделал.
  4. Правило одного задания. Тут всё просто – давайте только одного задание ребенку в определенное количество времени. Например, «Помой за собой кружку» и после выполнения предложите еще одно«Вытри ее полотенцем, чтобы…»
  5. Режим. Прививайте ребенку привычку к режиму и к определенному времени для выполнения заданий. Например, после завтра каждый (абсолютно каждый)день вы убирайте за собой постель. Или после игры всегда есть 10 минут, для того, чтобы разложить игрушки по местам.
  6. Выбор. Давайте своим детям выбор. При призыве к какой-либо деятельности акцентируйте внимание на том, что у ребенка есть варианты для выбора: убрать игрушки через минуту или через пять минут; пообедать из белой тарелочки или из голубой.

Эти простые рекомендации постепенно помогут включить ребенка в развитие своей самостоятельности, дисциплины и сформируют у него понятия усидчивости и силы воли.

Дисциплина – закон школьной жизни, родители должны были готовить к пониманию этого закона заранее. Какие же мотивы побуждают ребёнка следовать школьным правилам дисциплины? Основной – надо хорошо вести себя для того, чтобы хорошо учиться. В общем-то, дети это понимают, но на практике далеко не у каждого это получается. Особенно этот мотив должен быть устойчивым у тех ребят, кто непоседлив, но быстро схватывает материал.

Необходимо убеждать школьника, что дисциплинированное поведение на уроке есть также и его помощь учителю. Учитель  не отвлекается, не нервничает, когда дети ведут себя хорошо, даёт больше знаний. Также мы приучаем ребёнка считаться с интересами других ребят, которые хотят учиться.

Однако часто в наших отношениях, к сожалению,  полагаемся скорее на нашу силу и власть. В нашей торопливой жизни самая распространённая реакция на неправильное поведение  ребёнка, увы, окрики или наказания. Ворчим, упрекаем, угрожаем и не замечаем порой, что ребёнок нас не слышит. Единственное, к чему он ещё прислушивается, - это бурные всплески наших эмоций, крики. Потеряв терпение, прибегаем к наказанию. Наказание принуждает делать ребёнка то, что он не хочет, поступать так, как он не желает. Однако наказание не создаёт, не формирует мотивов хорошего поведения. В итоге ребёнок пытается избежать как наказания, так и правильного поведения: пытается обмануть взрослого, соврать. Если ребёнка часто наказывают, он, накапливая опыт, перестаёт бояться как наказаний, так и угроз. Перестаёт считать, что быть наказанным стыдно. Моральный смысл наказания обесценивается. Через какое-то время он становится враждебен к родителям.

Давайте разберёмся. Ведь, нарушая дисциплину, ребёнок к чему-то стремиться, в основе его поведения лежат какие-то цели, не так ли? Во всём многообразии целей недисциплинированного поведения психологи выделяют четыре, наиболее типичные и важные:

  1. ребёнок хочет обратить на себя внимание;
  2. ребёнок мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен;
  3. ребёнок демонстративно показывает, что ни на что не способен, пусть его оставят в покое (это и тот случай, когда желания взрослых не совпадают с возможностями ребёнка)

Помните: чаще всего дети не осознают мотивов своего поведения. Поэтому, если вы просто скажете, что следует вести себя лучше, мало что изменится. Он и без этого знает. А если взрослые разъяснят ребёнку, ПОЧЕМУ и ДЛЯ ЧЕГО, по их мнению, он так вёл себя, это поможет ему исправиться. В любом случае, выясняя, что толкнуло ребёнка на плохое поведение, необходимо выслушать его, убедить в том, что любите его, и оценивать ПОСТУПОК, а не личность ребёнка.

И на посошок. Ехала в автобусе. Сзади сидела какая-то мамаша с 5-6 летним ребенком. И вот этот 'малыш' постоянно меня тыкал ногой в грязных ботинках по белым брюкам (специально), на что я обратилась к его мамаше с просьбой его унять. Она мне сказала, что ОНИ воспитывают ребенка по системе 'Эйзера', это когда ребенку все разрешают… Тут сзади подошел парень, вынул изо рта жвачку, налепил прямо на лоб мамаше и сказал: 'Меня тоже по этой системе воспитывали...', - подмигнул мне и вышел на следующей остановке.

свернуть