Макаед Людмила Петровна

 

Макаед Людмила Петровна

 

Заведующая библиотекой


 Окончила: в 1972 году Могилёвский библиотечный техникум.

 

Работает: в СШ №12 с августа 1989 года

 

 

-Людмила Петровна, много читали в детстве? Какой литературе отдавали предпочтение? Кто привил Вам любовь к книге? Была ли у Вас домашняя библиотека?

-В детстве  читала много, особенно увлекалась художественной литературой. Любовь к книге привили мои родители, которые были учителями в школе. Мама - учитель белорусской литературы, поэтому с самого детства я уже знала многих белорусских писателей: Якуба Коласа, Янку Купалу, Максима Богдановича, Ивана Мележа, Ивана Шамякина и д.р.

У нас в доме были книги русских и белорусских писателей. Библиотекой это не назовёшь, но и недостатка в литературе не было. В доме всегда было много газет, журналов. Раньше периодика стоила дёшево, и мои родители могли позволить себе сделать подписку на разные издания. Когда училась в школе, много посещала школьную библиотеку. В то время, она очень  напоминала книгохранилище.

 

-Как и в каком возрасте решили стать библиотекарем? Какие предметы необходимо сдавать, чтобы получить эту профессию. Какое учебное заведение и когда Вы окончили?

-У нас в селе была очень хорошая сельская библиотека. Будучи школьницей, была активной её читательницей. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что на выбор моей профессии повлияло общение с молодой девушкой, в то время  библиотекарем нашей сельской библиотеки. Уже в 10 классе я решила поступать в Могилёвский библиотечный техникум. При поступлении мне необходимо было сдавать следующие экзамены: русский язык (сочинение), историю и обществоведение.

 

-Расскажите о том, где Вам довелось работать до прихода в 12 школу?

-В 1972 году я успешно окончила техникум и приехала по распределению в отдел культуры города Слуцка. Меня назначили заведующей Ляднянской сельской библиотекой. Я была молодым специалистом, очень активной, весёлой. К каждому празднику парторг совхоза «Рачковичи» обязывал заведующего клубом  и меня, заведующую библиотекой, организовывать концерты, диспуты, встречи с героями войны и труда. С удовольствием занималась организацией этих мероприятий, вела активную общественную работу. Выпускала боевой листок в конторе совхоза, участвовала во всех переписях населения, делала подворные обходы участников и инвалидов ВОВ, была депутатом Рачковического сельсовета. Мы много ездили с концертами художественной самодеятельности  в соседние деревни: Рачковичи, Беличи, Танежицы. Мне это доставляло огромное удовольствие. Я читала стихи, пела, танцевала.

В  1984 в связи с переменой места жительства, четыре года я проработала воспитателем  детского сада №2 г. Слуцка. Все эти четыре года в душе я ожидала какого-то чуда, ожидала, что появиться место в одной из библиотек  и я, наконец- то, буду заниматься своим любимым делом, буду работать библиотекарем. В 1989 году это маленькое чудо в моей жизни случилось.

-Людмила Петровна, расскажите о том, как оформлялось помещение, формировался фонд нашей библиотеки?

-В 1989 году была построена и открывалась СШ №12. Мне предложили работать здесь заведующей библиотекой. Я очень благодарна бывшему заведующему ГОРОО г. Слуцка Гладкому Николаю Николаевичу, который взял меня на эту должность. Благодарна я также и Самойлову Анатолию Антоновичу за то, что поверил в меня и доверил этот сложный участок- создание кабинета №1- школьной библиотеки.

Как вы понимаете, в кабинете было пусто: ни одной художественной книги, ни одного учебника. Библиотечную технику: стеллажи, кафедру, столы, стулья, каталожные ящики - всё это привезли из склада в разобранном виде. Собирать мебель помогал мой муж. А вот с литературой было потруднее. Часть учебников взяла во второй школе, но в основном вместе с мужем ездили по школам города и района и добирали недостающие учебники. Художественную литературу передавали по актам. Большие поступления были за счёт бывшей детской районной библиотеки, которая переехала в деревню Лучники. Да, библиотечный коллектор в то время очень хорошо комплектовал школьные библиотеки.

Анатолий Антонович порекомендовал, как нужно поставить стеллажи, чтобы был и читальный зал, и открытые полки для оформления книжных выставок, тематических полок, расстановки новых журналов. Была проведена очень большая работа, но мне всегда помогала и словом и делом администрация школы в лице директора Самойлова Анатолия Антоновича и его завучей.

-Многие годы Вы руководили библиотекой 12 школы. Расскажите о людях, которые в разные годы работали под Вашим руководством?

 

-Заведующей библиотекой я проработала 18 лет. Пока в школе учащихся было не много, работала одна. Через три года на должность библиотекаря взяли учителя истории Флёрову Светлану Петровну. Проработав два года, вместе с семьёй переехала в г. Гродно. Светлана Петровна была ответственным работни-ком, интеллигентной женщиной, мне очень приятно было с ней работать.

Потом пришла к нам работать Бойко Елена Анатольевна. Вместе мы проработали 12 лет. Это целеустремлённый человек, профессионал. Елена Анатольевна очень много сделала для нашей библиотеки: оформляла названия новых выставок, открытых тематических полок, папки в помощь учителям и учащимся.

-На протяжении двадцати лет силами библиотеки проводятся библиотечные уроки, кружки, воспитательные мероприятия, оформляются выставки. Расскажите об этой работе?

-На протяжении двадцати лет работы школы библиотекари оказывают помощь учителям, классным руководителям, социально-психологической службе школы, детям, всем кто обращается с просьбами в подборе литературы для  классных часов, для проведения массовых мероприятий, викторин, часов поэзии, конкурсов и т. д.

Я, как заведующая библиотекой, на протяжении многих лет в каждом классе проводила библиотечные уроки по разнообразной тематике. Все эти годы старалась привить детям любовь к книге, к чтению. Обязательно в конце библиотечного урока провожу викторины по экологии, литературе, о здоровом образе жизни, о природе, о хороших манерах и т.д.

-Есть ли приоритетное направление в работе школьной библиотеки?

-Приоритетным направлением работы нашей школы является экологическое направление. Оформлена постоянно действующая книжная выставка: «Наш дом – планета Земля», папка «Живи в согласии с природой», тематическая полка для детей « Ребятам о птицах и зверях» и другие.

К  дню освобождения Белоруссии от немецко–фашистских захватчиков, оформлялись выставки литературы: «Помните, через века, через года», «Строка, оборванная пулей», «Наша Победа». Усилиями нашей библиотеки постоянно проводятся конкурсы чтецов стихов и детских рисунков о войне и т.д., а также уроки грамотного чтения по книгам «Дети войны» и «Никогда не забудем».

Много внимания уделялось и работе по краеведению, правовому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, патриотическому и идеологическому  воспитанию.

-При библиотеке школы создан и работает актив, участвуя в работе которого множество детей научились правильному обращению с книгой. Расскажите о наиболее активных участниках актива?

-Да, действительно, при библиотеке создан и работает актив, в который входят самые активные читатели. Ребята помогают комплектовать литературу по тематике, в оформлении каталожных карточек, в ремонте книг. Это помогает учащимся обучаться самостоятельному выбору книг в библиотеке, умению пользоваться каталогами и бережному отношению к книге. За двадцать лет актив, как вы понимаете, и менялся  двадцать раз, потому что дети вырастают и уходят из школы, а  на их место приходят новые юные книголюбы. Хочу назвать наиболее активных ребят, работавших в библиотечном активе в прошлые годы: Допиро Романа, Заяц Марину, Чухольскую Анну, Вольф Марту, Мацкевич Татьяну.  А из нынешних ребят: Михновец Роман, Янгибарова Маргарита, Зайцева Ксения, Киевицкая Дарья, Скибская Екатерина. Это наши активисты, лучшие читатели и друзья книг.

-Повсеместно в нашу жизнь входит Интернет, электронные носители. Как это отразилось на работе школьной библиотеки?

-В 2005 году директор школы Самойлов Анатолий Антонович предложил поставить в библиотеку компьютер. С одной стороны эта новость очень обрадовала, но одновременно и встревожила, потому что это было что-то новое и неизвестное. Сейчас не представляю, как можно без него обходиться. На компьютере в библиотеке работаем не только мы, но и учащиеся.  Сегодня компьютер помогает нам в подборе материалов для докладов, рефератов, выступлений учащихся. В нашей библиотеке имеется электронный вариант энциклопедии «Кирилла и Мефодия» на десяти дисках, «Шедевры русской живописи», «Рефераты по истории», «Большая энциклопедия по живописи. Лувр» и другие. Это незаменимые помощники в работе школьной библиотеки, но никакие электронные носители не заменят книгу.

-В связи с тем, что научно- технический прогресс повсеместно внедряется в школьную жизнь, на Ваш взгляд какова роль книги в современной школе?

 

 - Роль Книги огромна во все времена, особенно для малышей 1-3 классов. Пусть ребёнок не сможет прочитать всю книгу, но,  рассматривая картинки, перелистывая и выборочно читая её, у ребёнка воспитывается любовь к книге, желание быть читателем.

 

-Скажите, какой фонд сегодня составляет библиотека 12 школы?

-На сегодняшний день книжный фонд составляет 19 тысяч экземпляров художественной литературы и 30 тысяч учебников. Этого достаточно, чтобы учебный и  воспитательный процесс проходил на должном уровне.

 

-Расскажите о читательской активности детей и учителей на протяжении этих двадцати лет? Что предпочитают читать дети сегодня?

 

-Несмотря на то, что Интернет повсеместно вошёл в нашу жизнь, за все 20 лет существования читательская активность детей и учителей не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Во-первых, у настоящего читателя чтение книги - это потребность, необходимость, отдых, и к счастью таких людей сегодня много. Во-вторых, не в каждой семье имеется компьютер. Сегодня поступлений в библиотечный фонд очень мало, наш фонд стареет, требует ремонта. Дети же как читали и любили А.С. Пушкина, Н. Носова, Ж.. Верна, М.Шолохова, И. Шамякина, И. Мележа, так и сегодня любят и читают его. На полках не залёживаются приключения и фантастика, легенды и сказки.

 

-На протяжении своей работы школьная библиотека участвовала в различных конкурсах. Какие из них наиболее запомнились Вам?

-Наша библиотека постоянно участвовала в смотрах и конкурсах. В 2007 году наша библиотека заняла первое место среди школ города и района в конкурсе «Лучшая библиотека» по всем показателям. Мы и сейчас стараемся оправдать это высокое звание.

 

-Есть ли у Вас любимая книга, автор?

-Мой любимые авторы  Иван Шамякин, Чингиз Айтматов и Сергей Есенин.

 

-Людмила Петровна, Вы многие годы работаете с детьми. На Ваш взгляд можно ли воспитать у ребёнка любовь к книге, к чтению и как это сделать?

-Многие годы, работая с детьми, я убедилась, что любовь к книге нужно воспитывать с самого раннего возраста. Малышам читать в слух, вместе рассматривать иллюстрации, перелистывать книжки, беседовать о прочитанном, анализировать. Словом с помощью книги воспитывать у детей такие необходимые сегодня качества как доброту, трудолюбие, патриотизм. Нужно посоветовать ребёнку такую книгу, чтобы после её прочтения ребёнок захотел ещё неоднократно придти в  библиотеку за новой книгой. Это и есть мастерство библиотекаря.

 

-Какой Вы мечтаете видеть нашу школьную библиотеку в будущем?

-В будущем вижу нашу библиотеку процветающей, с хорошим обновлённым книжным фондом, хорошо оснащённой новыми электронными носителями и, конечно, имеющей возможность выписывать очень много разнообразных периодических изданий. Поверьте, это очень важно!

 

 

 

-Людмила Петровна, о чём бы вы сегодня ещё хотели сказать в нашем интервью?

-Хочу особо сказать о нашем директоре Анатолии Антоновиче Самойлове. Это умный, профессиональный, интеллигентный, мудрый руководитель. Я благодарю Бога и судьбу за то, что дала  мне возможность поработать с таким человеком. Анатолий Антонович, спасибо за понимание, за ваше благородство и честь - ведь эти качества не покупаются и не продаются. Это состояние души.

 

-Что Вы пожелаете нашей школе, себе, своим коллегам и ученикам?

-А нашей школе, своим коллегам  пожелаю всех благ, процветания, чтобы труд учителя был высоко оценен нашим государством, чтобы школа действительно была центром общеобразовательного и воспитательного процесса. И, конечно же, благодарных родителей и учеников.

Ученикам пожелаю ценить учителей и руководство 12 школы, потому что здесь работают наилучшие учителя, настоящие профессионалы, которые хотят и могут дать ученику хорошие, прочные знания, дающие возможность поступить в средние и высшие учебные заведения, найти своё место в самостоятельной жизни.