Ребенок среди сверстников

Заседание университета родительских знаний

«Ребёнок среди сверстников»

(для законных представителей V-VI классов)

 

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.

Задачи:

  1. Формировать активную педагогическую позицию родителей.
  2. Научить родителей распознавать ситуации травли.
  3. Познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.

 

Для ребенка школа — это не только источник знаний, но и пространство для общения со сверстниками и педагогами. От того, как складываются отношения с другими детьми и учителями, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка и эффективность его учебы.

 Иногда случается, что в школе ребенка обижают сверстники, и он страдает от «школьной травли». В этой неприятной ситуации может оказаться любой ребенок, а если у него отсутствуют навыки общения, то вероятность такого отношения повышается. Часто, но далеко не всегда, причиной насмешек являются особенности внешности (полнота, не/высокий рост, близорукость) или поведения (импульсивность, замкнутость, заикание и т. п.). Объекты психологического насилия — это, во многих случаях, послушные, робкие, пассивные дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость со стороны сверстников.

 

  1. Упражнение «Лист бумаги» (5 мин.)

Учитель предлагает родителям смять лист бумаги, а затем попытаться вернуть его в исходное состояние, то есть, чтобы лист бумаги стал снова гладким и ровным.

Вопросы для обсуждения: Может бумага стать снова идеально гладкой? А что происходит с человеком когда он слышит оскорбительные слова? Можно ли восстановить эмоциональное отношение человека к обидчику сказав «прости».

Итог: обидеть человека легко, а вернуть доверие длительный процесс.

 

  1. Что такое буллинг?

Посередине доски напишите ключевое слово, которое является «сердцем» кластера – это «буллинг». Вам необходимо зафиксировать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данного термина. Записывайте все, что участникам семинара приходит на ум, дайте волю их воображению и интуиции.

Буллинг — это повторяющиеся акты различных видов насилия, издевательств со стороны одного лица ли группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить; травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. Буллинг всегда преследует цель – затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить. Не любая ссора является буллингом.

 

Инициаторами насилия над ровесниками становятся, в основном:

- активные, общительные дети, претендующие на роль лидеров;

- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

- дети, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

- дети, любой ценой стремящиеся быть в центре внимания и привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (что является прямым результатом семейного воспитания).

Из-за постоянной агрессии со стороны сверстников у ребенка может возникнуть депрессия, могут появиться страхи. У него снижается самооценка, постепенно закрепляется «образ неудачника», появляются мысли о том, что с ним что-то не так. Такой ребенок старается не проявлять активности. Часто он боится рассказать родителям о том, что с ним происходит в школе.

Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в школе:

Так, родителей должно насторожить, если ребенок:

- постоянно находится в подавленном настроении;

- регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;

- его вещи часто разорваны, испачканы или потеряны;

- в разговорах о школе он не упоминает об одноклассниках;

- он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание.

Безусловно, каждый отдельный признак не может служить сигналом неблагополучия, но несколько признаков вместе — уже повод насторожиться: возможно, ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников или более старших детей.

Если вас что-либо волнует в поведении ребенка, не стесняйтесь обратиться за советом к школьному или частному психологу.

 

  1. Работа в малых группах (приложение 1)

1 группа. Из предложенных карточек выберите те, которые неверны и приведут к ухудшению ситуации, а не к конструктивному взаимодействию. На вопрос ребенка: «Что мне делать, меня обижают в классе?» или «Моего одноклассника травят!», родители говорят:

 

«Дай сдачи»

«Это же дети, подумаешь, подрались!»

«Не буду вмешиваться, сделаю только хуже, разбирайся сам»

  «Не обращай внимания»

«Не вмешивайся, а то и тебе достанется»

«Сами разбирайтесь, учись строить отношения. Будешь крепче, преодолев препятствие»

«Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)»

«Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше, умнее, чище)»

«Меня саму травили в школе, меня никто не защитил, поэтому я сейчас пойду и всех их по камешку разнесу»

«Меня самого травили, я дрался до последнего, и победил – и ты иди, дерись, ты же мужик»

«Ничего, все само пройдет»

«Ничего страшного, не каждый человек должен быть популярен в классе»

«Расскажи мне обо всем»

«Давай все обсудим»

«У тебя в классе есть друзья?»

«А ты сделай что-то, впечатли всех и отношение к тебе изменится»

«Похоже, тебя травят. Давай подумаем, как мы будем действовать»

«Это проблема не только твоя, а всего класса»

 

 2 группа. Из предложенных карточек выберите те, которые верны и приведут к улучшению ситуации и конструктивному взаимодействию (карточки те же, что в 1 группе). Далее организуется обсуждение в общей группе.

 

Как начать разговор с ребенком:

  • Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?
  • Ты любишь перемены?
  • Что ты делаешь во время перемен?
  • С кем из одноклассников ты проводишь время на перемене?
  • Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?
  • Кто из ребят тебе не нравится?
  • Что особенного он делает, почему не нравится тебе?
  • Ответы на эти или аналогичные вопросы помогут родителям получить картину происходящего в школе.
  • Важно задавать вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки.
  • Напрямую об отношениях со сверстниками лучше не спрашивать.

Также необходимо избегать давления на ребенка — это будет дополнительно травмировать его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, это означает, что проблемы есть, и он нуждается в поддержке. В таком случае возникает необходимость разговора с классным руководителем.

 

Классный руководитель, как правило, в курсе всего, что происходит в классе. Начать разговор с ним (с ней) можно, например, так:

― Мария Ивановна, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что происходит с моим ребенком. Мне очень хочется понять, с чем или с кем связаны перемены в его настроении и поведении.

― Мне стало известно, что мой ребенок подвергается насилию со стороны детей. Я хочу оградить его от этого. Чем вы мне можете помочь? Что мы можем сделать вместе? Как мы можем это сделать, чтобы не навредить еще больше?

― Может, вы замечали, с кем дружит мой ребенок?

― С кем из ребят у него бывают конфликты?

― Чем в основном он занимается на переменах?

― Мария Ивановна, мы составили примерный план того, что нужно сделать — с учетом пожеланий ребенка, и готовы начинать действовать уже сегодня. Давайте обсудим ваше участие.

 

Когда родители узнают о сложившейся ситуации больше, следует вместе с ребенком наметить план действий (можно даже расписать, кто, когда и что будет делать). Вы всегда можете обратиться к классному руководителю, школьному психологу, педагогу социальному, чтобы привлечь их к разрешению ситуации буллинга.

Очень важно понимать: одна из главных причин, по которым дети скрывают происходящее в школе — это страх, что родители своими действиями могут только усугубить ситуацию. Ребенок опасается, что его будут называть доносчиком, маменькиным сынком, ябедой; боится, что издевательства сверстников станут более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление.

Задача родителей заключается в том, чтобы убедить ребенка: искать помощи — хорошо и правильно, он вовсе не ябеда, и взрослые сумеют помочь ему, не ухудшив положения.

В случае, если ребенок длительное время подвергается физическому и эмоциональному насилию, лучшее, что можно и нужно сделать, — вывести его из травмирующей обстановки (например, сменить школу или, если это невозможно.

Смена коллектива сверстников и школы нужна для того, чтобы появилась возможность строить новые отношения с детьми. К тому же место, где ребенок терпел издевательства, уже само по себе является причиной его страданий.

Чтобы избежать схожих трудностей на новом месте, нужно проанализировать способы общения, которыми пользуется ребенок, и, при необходимости, помочь ему приобрести соответствующие навыки.

 

Ребенку можно сказать:

― Как хорошо, что ты рассказал обо всем. Я думаю, тебе нелегко было это сделать.

― Нужно иметь большую смелость, чтобы попросить помощи у взрослых, когда попадаешь в трудную ситуацию. Хорошо, что ты это сделал. Давай вместе будем думать, как изменить положение.

― Какие ты видишь пути решения проблемы?

― Я хочу, чтобы ты знал: мы тебе верим, и мы, твои родители, полностью на твоей стороне.

― Как ты думаешь, что именно можно изменить в происходящем?

― Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы все это прекратилось?

― Предлагаю составить план действий. Но сначала давай разберем все возможные варианты, и ты сможешь понять, какой из них для тебя лучше.

Если же ситуация не столь серьезна, и родители считают возможным оставить ребенка в старом коллективе, можно попробовать поговорить с обидчиками и их родителями. Но делать это нужно только с согласия ребенка, иначе родители лишь закрепят его беспомощность, пассивность и низкую самооценку. А это как раз те качества, которые делают ребенка непопулярным среди сверстников. Кроме того, родителям стоит задать себе вопрос: «Не совершаю ли я сам чего-то такого, что отдаляет моего ребенка от сверстников и делает его уязвимым для проявлений насилия?», ведь иногда именно родители своими действиями невольно провоцируют насмешки ровесников их сына или дочери.

Эти действия могут выражаться в том, что:

  • родители убеждают ребенка, что он «самый лучший», «самый умный», что остальные дети хуже него, и поэтому недостойны того, чтобы он общался с ними.
  • Очень вредно критиковать ребенка, не умеющего постоять за себя. Это лишь укрепит его в мысли, что он заслуживает плохого отношения. Наоборот, любыми способами надо убедить ребенка в его ценности, значимости и важности. Ваша позиция придаст ему сил и уверенности в себе, повысит его самооценку.
  • Ребенок, который знает, что он достоин уважения, сможет постоять за себя в нужный момент.

 

Что посоветовать ребенку, которого обижают сверстники

Самым распространенным видом насилия в детских коллективах являются оскорбления и насмешки. Если проблему не решать, то постепенно дело может дойти до откровенной травли ребенка, который станет изгоем в классе и объектом любой детской агрессии.

Взрослые (родители, учителя, психолог) должны убедить ребенка в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ему следует объяснить: счастливый, довольный собой, своей внешностью и характером, уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других.

 

 

 

 

Разговор можно провести примерно по такой схеме:

  • Знаешь, существует хороший способ справиться с обидчиками: не показывать, как их слова тебя задевают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.
  • Ты говоришь, что Света тебя все время дразнит, а другие девочки повторяют ее слова? Я думаю, тебе неприятно это слышать до такой степени, что хочется заплакать. Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не дошло, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.
  • Так, давай подумаем, как же поступить. Я, конечно, могу с ними встретиться и поговорить. Но, мне кажется, как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты думаешь?
  • Попробуй сделать по-другому. В следующий раз, когда ты услышишь обидные слова в свой адрес, возьми и громко засмейся или просто улыбнись. Да, это нелегко. Но подумай, чего добиваются Света с подружками? Расстроить тебя. И до сих пор так и происходило.
  • А как ты думаешь, почему Свете так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова — просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это быстро поймут. А еще они поймут: если тебя смешат эти обидные слова, значит, все они — не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно.

 

Ребенку очень трудно поверить в то, что подобное поведение — действительно хороший и реальный выход из положения. Для убедительности можно рассказать похожую историю из собственной жизни (или из жизни знакомых и родственников), сделав акцент на своих ощущениях и на том, что помогло справиться с трудностями.

Необходимо попытаться убедить ребенка: действовать он должен сам, сказав ему, например: «Мы, конечно, не дадим тебя в обиду, но ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно. Попробуй, у тебя получится. Мы можем потренироваться, прежде чем ты сделаешь это в школе. Ты точно сможешь».

 

Как развивать у ребенка навыки общения:

  • Самый важный навык, который нужно сформировать у ребенка — это умение налаживать дружеские отношения в детском коллективе.
  • Чем лучше умеет общаться ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы. Рекомендуется специально создавать ситуации, в которых ребенок может применять навыки общения: практиковать ролевые игры, приглашать родственников с детьми, друзей, знакомых.
  • Важно также постараться сначала «разговорить» детей, спросить у них, чем они хотят заниматься, предложить сыграть во что-нибудь, например: ― Ребята, вы уже решили, чем будете заниматься? Какое ваше любимое занятие? ― Во что вы больше всего любите играть? ― Мне очень интересно узнать, чего бы хотел каждый из вас.
  • Родителям следует научить ребенка задавать вопросы собеседнику. Так, у сверстника можно спросить: ― Какое у тебя самое любимое занятие? ― Какие животные тебе нравятся? ― Какой у тебя любимый фильм? А любимый герой? ― Какие книги ты любишь читать? ― Где ты больше всего любишь гулять? ― Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

 

Важно рассказать ребенку, что почти всем людям нравится говорить о себе, они любят, когда проявляют интерес к их личности. Еще нужно научить его «приветливым» жестам, позам, манере говорить и мимике. Все эти знания и навыки помогут ему завязать и поддержать беседу, вести себя дружелюбно.

Дети в большинстве своем не осознают, что окружающие оценивают их по манере держаться. Можно использовать следующий метод: сфотографировать ребенка в позе, которую он сам считает «дружелюбной» (то же относится и к выражению лица). Затем нужно рассмотреть с ним фотографию и поговорить о том, как можно улучшить мимику, осанку. Лучше сделать несколько фотографий и обсудить их. Кроме того, важно рассказать и показать, какие черты выражают приветливость и открытость.

В частности, это:

- прямая осанка;

- «открытая» поза (руки и ноги не скрещены);

- ладони на виду (это знак дружелюбных намерений);

- улыбка и приятное выражение лица; взгляд в глаза.

Родителям следует объяснить ребенку, что быть приветливым — хорошо. Это помогает поддерживать дружеские отношения и находить новых друзей. Например, приветливые дети часто приглашают сверстников к себе домой и сами ходят в гости, предлагают друзьям сходить в кино или просто прогуляться.

 

  1. Упражнение «Миф или реальность»

Родителям предлагается прослушать факты о насилии и обнаружить, что является правдой, а что нет:

  • Насилие имеет и положительные стороны (НЕТ)
  • Использование нецензурных слов ребенком по отношению к другому является проявлением насилия (Да).
  • Насилие - это когда видно следы на теле жертвы (Да).
  • Бьют заслуженно (НЕТ).
  • В школе наиболее распространенное психологическое насилие, использование нецензурных слов одного ребенка по отношению к другому (да).
  • Ребенок, который страдает от насилия должен молчать об этом (НЕТ).
  • Ребята склонны к проявлениям насилия больше, чем девушки (да).
  • Насилие - это признак мужества ребенка в школе (НЕТ).
  • Рассказывать о том, что над вами были совершены насильственные действия - это признак слабости ребенка (НЕТ).
  • Насилие - это преступление (Да).
  • Милиция должна вмешиваться в решение проблемы насилия (Да).
  • Надо молчать когда страдаете от насилия, буллинга (Нет).
  • Издевательства бойкот игнорирование - это насилие (да) (психологические).
  • Обидчиком, агрессором может быть только взрослый (Нет).
  • Буллинг - это длительный процесс сознательного, жестокого обращения со стороны ребенка или группы детей к другому человеку или детям (Да).
  • Ребенок который страдает от буллинга всегда в радостном настрои (Нет)
  • Часто, ребенок, совершающий буллинг имеет преимущества над своей жертвой (старше, физически сильнее, у него высшее авторитет в группе, классе (да).

 

  1. Притча «Сколько весит снежинка?»

Однажды маленькая синичка, сидя на заснеженной ветке дерева, спросила у дикого голубя:

- Сколько весит одна снежинка?

- Не больше, чем ничего, - ответил он ей.

- Тогда я хочу рассказать тебе очень интересную историю, - продолжала синичка. - Однажды я сидела на еловой ветке, и начался снегопад. Это еще не была метель, и легкие снежинки спокойно ложились на деревья. Я насчитала 7.435.679 снежинок, которые опустились на еловую ветку. И когда последняя снежинка, что, как ты сказал, «весит не более, чем ничего», упала на нее - ветвь сломалась. - После этого синичка взлетела, оставив голубя в глубокой задумчивости.

 

Сколько весят наши слова? Иногда те слова, которые «не стоят» ничего, наши поступки, которые мы делаем, незаметные для нас самих, ложатся большим оскорблением и болью на других. И под таким грузом может сломаться каждый человек. Я точно знаю, что хотя бы раз, но каждый из нас наносил обиды другим, даже не замечая этого.

На самом деле слова, с которыми мы обращаемся друг к другу, весят очень много: добрыми, ласковыми можно поднять человеку настроение, сделать его счастливым, а злыми и жестокими - огорчить, обидеть, унизить и даже убить. Об этом нужно помнить при общении и конфликтах, чтобы не испортить отношений навсегда.

 

Педагог-психолог                                          С.И. Самусевич