Ребенок и компьютер

Заседание университета родительских знаний

«Ребенок и компьютер» (для законных представителей 3-4 классов)

 

Цель: актуализация проблемы компьютерной зависимости учащихся младшего школьного возраста, необходимости соблюдения требований и правил здоровьесбережения при организации работы за компьютером.

Задачи:

  • познакомить родителей с различными видами зависимостей, этапами формирования компьютерной зависимости, ее признаками и способами профилактики;
  • сформировать у родителей понимание необходимости поддерживать эмоциональный контакт со своим ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости, агрессии;
  • предложить родителям практические советы по организации безопасного пребывания младшего школьника за компьютером.
  1. Притча «Дети и река» (использование в начале выступления по любому психопрофилактическому направлению)

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить".

 

Наше занятие посвящено очень актуальной для нашего времени теме «Ребенок и компьютер».

Утро... Начинается день с чашки кофе. Вкусный итальянский кофе дорогого сорта... Кажется, так банально, но большая часть человечества любит побаловать себя утром чашечкой любимого кофе. Скажете, что это не зависимость!? Вы скажите, что это привычка. Напротив, это самая настоящая зависимость. И зависимость наших детей от компьютера тоже начинается с той привычки... с привычки проводить время не в «живом» общении с родителями и сверстниками, а в общении виртуальном. Хорошо это или плохо? К чему может привести такая привычка? Попытаемся выяснить на нашем занятии.

  1. Упражнение «Если…, значит…» (приём «логическая цепочка»).

Упражнения для актуализации темы нужно сесть в круг и построить логическую цепочку, используя ключевую фразу «Если..., значит...». Начинает «цепочку» педагог-психолог, и он произносит первой такую фразу: «Если ребенок всё своё свободное время проводит за компьютером, значит...». Исходя из ответа первого в кругу родителя, педагог-психолог строит ключевую фразу, которую должен завершить следующий родитель, и так далее до тех пор, пока «цепочка» не вернётся снова к педагогу-психологу. Тот в свою очередь подводит итог, ещё раз озвучиваю первую свою фразу и завершая её словами последнего в кругу участника – родителя.

Интернет-зависимость и зависимость от гаджетов

На первом месте в списке самых популярных видов зависимостей человека стоит интернет-зависимость и зависимость от гаджетов (это современные модные электронные приборы, от которых также у многих людей в наши дни формируется зависимость – мобильные телефоны, планшеты и т.д.). Если человек проводит в интернете более 6 часов в день, это можно считать интернет-зависимостью. В настоящее время людей с интернет-зависимостью больше, чем с алкогольной и наркотической зависимостью вместе взятых – поэтому они находятся в списке зависимостей на первом месте в роли «чемпионов».

Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда?

  1. Мозговой шторм «Компьютер: вред или польза».

Родители распределяются в две группы по цветовым карточкам (синие и красные), которые они получили перед началом занятия. В группах родители обсуждают заявленную проблему: «синие» – ищут аргументы в пользу того, что компьютер положительно влияет на ребенка: «красные» – ищут аргументы в доказательство отрицательного влияния компьютера на ребёнка. Обсуждение результатов.

Что такое компьютерная зависимость?

По сути, компьютерная зависимость – это специфический вид (внимание!) эмоциональной зависимости. В этом заключается определенная сложность и неоднозначность данного вида зависимости.

Компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость (формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги). В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.

Перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости:

  1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
  2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.
  3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться на пользу близким, выражая этим свою любовь и заботу о них.
  4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а, значит, слушать и, самое главное, – слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребенка – непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
  5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
  6. Поскольку покупка дорогостоящей игрушки – компьютера – связана часто с нежеланием родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности, то ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
  7. Взрослеющий ребенок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справляться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном и страшном мире взрослых.
  8. Бурная переписка также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передает эмоций и чувств.
  9. Дети точно знают: они хотят быть счастливыми. Но жизнь предлагает разное: и минуты радости, и испытания. Если взрослеющий ребенок не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы. И вот для людей, ставящих наслаждение превыше всего, объявился еще один укромный уголок, где можно спрятаться от лишних проблем и хлопот, – компьютерные игры.
  10. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все-равно не умеет подчиняться и слушаться.
  11. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
  12. Ребенку в семье некомфортно, так как комната – его личное пространство – устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Дом для него – это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином.
  13. Неуверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.
  14. Замкнутый, малообщительный ребенок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками.
  15. Развод родителей в трудный возрастной период.
  16. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
  17. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
  18. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Можно ли отпускать ребенка «гулять» в интернете без присмотра?

Сейчас вместе с компьютерными играми популярным времяпрепровождением многих детей является компьютерная сеть интернет. Возможности интернета разнообразны. Плюсы использования интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт и правильное и правильное использование его может улучшить успеваемость. Но здесь и свои недостатки, такие как, неточные данные, а также не подходящие для детей области информации.

Ребенок может с легкостью наткнутся на неприемлемый контент. Это могут быть запрещенные группы, где пропагандируют наркотики, курение табака, употребление алкоголя, суицид. Также в интернет пространстве популярны разного рода челленджи (выполнение различных занятий), которые могут подвигнуть как на хорошие дела, так и на опасные для жизни. Обо всем этом должны помнить родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к интернету. Поэтому как родители не разрешают детям одним гулять в незнакомых местах, также они не должны позволять им «гулять» в интернет пространстве без их присмотра и руководства.

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям.

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, рекомендуем предпринять следующие меры.

  1. Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми.

Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

  1. Изучите поведение ребенка в Интернете.

Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Постит ли селфи в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом? Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.

  1. Копируйте Интернет-активность ребенка.

Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает. Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

  1. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы.

Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн. Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности. Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте ребенку возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.

Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.

  1. Станьте Интернет-гуру для ребенка.

Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих УВО мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.

Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

  1. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби.

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре. Что бы уберечь ребенка от плохого его нужно заинтересовать хорошим.

  1. Объявите «День свободы от Интернета».

Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.

Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

 

  1. Проективный тест «Чем живет ваша душа»

На картинке изображен необитаемый островок с пальмой, а вокруг - океан. Вам надо нарисовать человека, солнце и корабль. Все остальные детали — на ваше усмотрение. Главное, чтобы рисунок приобрел законченный вид и нравился вам.

Результаты теста:

Для начала обратите внимание на то, какая из заданных фигур на вашем рисунке доминирует.

Если это человек, значит, в настоящее время вы заняты, прежде всего, собой, своими внутренними проблемами, и до других людей вам нет никакого дела.

Если корабль, то можно предположить, что вас беспокоят проблемы общественной жизни, то есть, ваши дружеские или деловые отношения с другими людьми.

Если солнце, то, скорее всего, в данный период жизни ваше внимание сконцентрировано на вашей энергии, жизненных силах.

Расшифрофка основных символов:

Солнце - это ваша жизненная сила и энергия. Если оно сияет высоко над

пальмой - вы полны сил, бодры и чувствуете себя замечательно. Чем ближе светило к горизонту, тем меньше в вас энергии.

Закат четко указывает на то, что необходимо сделать паузу в работе, поменять обстановку, набраться новых впечатлений.

Если же вы нарисовали восход, это значит, что очень скоро вы вновь будете бодры, веселы и полны сил.

Человек: его местонахождение, поза и лицо (точнее, запечатленные на нем эмоции) - это ваше душевное состояние на данный момент.

Если он блаженно раскинулся на песке и явно наслаждается одиночеством - вы нуждаетесь в уединении, устали от людей. Если вашему персонажу на острове плохо, это говорит о жажде общения.

Если же он занят каким-либо делом - в вашей душе царят спокойствие и умиротворение.

Корабль - это реальная возможность изменить существующее положение вещей. И только от вас зависит, воспользуетесь ли ею.

Нарисованный вами человек стремится к кораблю, желая во что бы то ни стало на него попасть, - значит, вы ощущаете настоятельную потребность изменить свою жизнь, у вас на душе неспокойно.

Если же человечек не обращает на корабль никакого внимания, то вас все устраивает, вы довольны своим положением.

Вода - это связь с окружающим миром.

Если человек не боится воды, это значит, что у вас нет проблем в общении с людьми. Если же наоборот, оно дается вам с трудом.

https://yandex.by/video/preview/5619328401326780263

 

Педагог-психолог                                                С.И. Самусевич