Профессиональная ориентация

Родительский университет

«Профессиональная ориентация»

(для законных представителей учащихся 9-11 классов)

 

Цель: вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка; оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Опросы учащихся показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Ошибки: неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей, родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим. Некоторые родители, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора.

Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием.

 

  1. Упражнение «Цветок вопросов»

У нас есть необычный цветок. На каждом лепестке вопрос. Я предлагаю вам выбрать лепесток и ответить на вопрос.

  • Знает ли Ваш ребёнок о вашей профессиональной деятельности?
  • Знает ли Ваш ребёнок, кем работают (работали) его дедушки, бабушки?
  • Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок? Куда планирует поступать?
  • Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем? Совпадают ли Ваши желания с желаниями ребенка?
  • Чем занимается Ваш ребёнок дома? От чего это зависит?

Вывод: по ответам можно понять, что Вы уделяете достаточно внимание профессиональному самоопределению детей. Ведь роль родителей очень важна для дальнейшего самоопределения подростков. Как мы знаем, дети всегда в поведении придерживаются различных семейных стереотипов, без осознанно становятся похожими на своих родителей.

 

  1. Упражнение «Ситуации» Предложите выход из создавшейся ситуации

Ситуация 1

Илья учиться хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения новый телефон. Они купили ему самую дорогую модель.  Так ему не понравилось. Через   несколько дней он выгодно обменял телефон на другую модель.  И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше.   Сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…

Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий, описав их достоинства и недостатки.

Родители обсуждают данную ситуацию

 

Ситуация 2

Наташа учится в 11 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Наташина мама настаивает, чтобы дочь подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справится. Подруги уговаривают Наташу пойти в колледж учиться на бухгалтера, и она, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни – общение, и без подруг ей трудно. Как поступить Тане?

Родители обсуждают ситуацию.

 

  1. Мини-лекция.

Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на две группы:

  • Недостаточная информированность о профессиях.

Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок: учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их рассчитывается около 40 тысяч.

Учащиеся почти не обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы “бухгалтер начисляет зарплату” их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей: (сложности с трудоустройством; длительное время профессиональной подготовки; трудности в согласовании профессиональных и личных планов; сложности в оценке результатов труда; профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

 

  • Незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий.

Для правильного выбора профессий необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности. Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

 

Ежегодно выпускникам приходится делать важнейший выбор в своей жизни – определиться с дальнейшим ВУЗом. Конечно, вариантов обычно много, да и специальностей немало, но данное решение повлияет непосредственно на дальнейшее будущее выпускника, ведь хочется быть не просто специалистом, а востребованным специалистом. Тщательно подходя к выбору ВУЗа, можно обеспечить себе дальнейшее трудоустройство и карьерный рост. Чтобы облегчить задачу, я вас ознакомлю отраслями рынка труда которые нуждаются в специалистах больше всего, за 2023 год.

Продажи. Стабильно заинтересованная новыми кадрами сфера. В категории лидируют объявления по поиску сотрудников на должности продавцов-кассиров и консультантов – 1 755 предложений. Чуть меньше требуется менеджеров по продажам, менеджеров по работе с клиентами – 1 406 человек.

Медицина. Медики – традиционно востребованные кадры в нашей стране. В 2022 году 2 700 молодых врачей и 4 300 представителей среднего медперсонала начали работу в качестве молодых специалистов. В медиках нуждаются как государственные больницы и поликлиники, так и частные центры и лаборатории.

Информационные технологии. Несмотря на активную релокацию белорусских айти-компаний, заинтересованность в новых кадрах внутри страны остается. IT-компаниям нужны разработчики программного обеспечения, специалисты для работы в системной интеграции, автоматизации технологических и бизнес-процессов предприятия, IT-консалтинга, ищут людей для работы с поисковиками, платежными системами, соцсетями, продвижением сайтов.

Транспорт. Профессиональная отрасль, которой нужны водители и курьеры с категориями прав В, С, E в зависимости от предназначения автомобильного средства. Большинство работодателей рассматривают кандидатов с опытом вождения от 2 лет.

Краткий рейтинг самых востребованных профессий в Беларуси 2023

  • Python программист (специалист, создающий программы, приложения и код вообще на языке программирования Python) — от 5 000 Br
  • Специалист по информационной безопасности — 5 600 Br
  • Бэкенд-разработчик (программист, который отвечает за внутреннюю и вычислительную логику веб-сайта или веб-приложения, а также иного программного обеспечения и информационных систем) — 5 000 Br
  • Инженер-механик — от 3 500 до 10 500 Br
  • Хирург-имплантолог — от 8 500 Br до 10 000 Br
  • Дата-сайентист (специалист по работе с данными для решения задач бизнеса) — 7 000 Br
  • Нейрохирург — 5 000 Br
  • Пилот авиакомпании — от 10 500 Br
  • Тренер ФК — от 4 500 Br.
  • Пластический хирург — от 5 000 Br до 14 000 Br
  • Плиточник-облицовщик — 5 000 Br
  • Разработчик программного обеспечения — 6 100 Br
  • Специалист по искусственному интеллекту — 5 500 Br
  • Стоматолог-хирург — 6 500 Br
  • Командир воздушного судна — от 12 000 Br
  • IT рекрутер (специалисты, которые делают процесс найма сотрудников в сфере IT быстрым и эффективным) — от 3 410 Br
  • Блокчейн специалист (IT специалисты) — от 7 000 Br до 14 000 Br
  1. АНКЕТА "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

Эта анкета помогает определить степень участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии.

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
  7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
  11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16; "нет" - 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы.

Если сумма их находится в пределах:

12 - 16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8 - 11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0 - 3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

 

 

 

Педагог-психолог                                                      С.И. Самусевич