Ваш ребенок вырос

Родительский университет

«Ваш ребенок вырос»

 

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

 

    Сверните лист бумаги втрое. В первом столбике запишите свои  лучшие   качества как родителя.

Во втором – как вас характеризуют ваши родители.

В третьем – какими вас видят ваши дети. Сравните свои записи.  Обобщите и задумайтесь над выводами.

Родителям важно понимать, что его собственная модель поведения с ребенком, те методы воспитания, к которым он прибегает не «взялись ниоткуда». Любой человек передает только те модели взаимоотношений, которые были им усвоены ранее. Как воспитывали вас ваши родители? Какие установки они вам передали? В психологии есть понятия «отрицательной» и «положительной» идентификации (отождествления себя) с родителями. В случае положительной идентификации, человек дает себе установку воспитывать своих детей так же, как воспитывали его родители. В случае отрицательной идентификации (которая встречается гораздо чаще) человек говорит себе «я никогда не буду воспитывать своих детей таким образом, я буду это делать по-своему». Чтобы осознать, откуда берутся наши родительские установки, необходимо вспомнить себя ребенком, своих родителей, их стиль воспитания и понять, почему наши родители вели себя именно так.

К выводу, что родители воспитывали нас именно так, а не иначе, потому что хотели, чтобы мы получили все самое лучшее и достигали своей цели как могли -теми способами, которые были им доступны.

Когда родители хотят, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более ответственной задачи, чем установление между ними и ребенком гармоничных отношений.

ВЫВОДЫ: семейные стереотипы,  как положительные, так и не очень, живы.Возможно, нам где – то не хватает терпения, выдержки, времени, а между тем вашим детям этосейчас будет особенно необходимо, так как у них наступает ранний подростковый период.    В   настоящее   время   переход   из   начальной   школы   в   среднюю   совпадает   с   концом   детства   — достаточно стабильным периодом развития. Первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник!

Для пятиклассника, приходящего 1 сентября в школу многое оказывается новым. Любой учитель скажет, что трудным этот период является не только для ученика, но и для родителей и учителей.

         Поэтому возникает необходимость в процессе адаптации – привыкания к новым условиям.

Успешность адаптации зависит не только его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становиться общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени. Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Поэтому 5 класс – самый удачный возраст для обучения. Еще одна важная особенность этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность. Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает, но быстро охладевают, столкнувшись с определенными трудностями. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность. Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания.

Упражнение «Ассоциации»

      Задание родителям: Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» 

(упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).

  Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

  1. Подросткамне хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  2. Высокийуровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием!"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  3. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Упражнение «Родительские установки».

Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что.», «Непослушный ребенок-это...», «Родители должны.»? Родители записывают свои ответы.

Затем делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е. рациональные, эффективные -и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

 Притча – метафора. (Автор И.Вачков)

         Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди  травы  зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики и поэтому воспринял их как бурьян. Он тут же вырвал их, но спустя время одуванчики снова появились. Они прятались под обычной травой. Как только человек ни пытался избавиться от них, однако одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти.

         Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Подробно перечислил все использованные им методы борьбы с сорняком. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

Уважаемые родители, ассоциируя метафорические образы притчи, что вы посоветовали бы этому человеку? (актуализация    интереса – вовлечение родителей в диалог).

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их». 

         Думаю, вы согласитесь с таким ответом, который стал темой нашей встречи. Только я хочу уточнить, не постарайтесь их полюбить, а просто любите своих детей – это главное условие успешной адаптации пятиклассника.

Истинная родительская любовь, как утверждают психологи, проявляется только в общении с детьми:

  1. Умение   слушать   ребенка.  Родители которые проявляют интерес к разговорам ребенка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребенку возможность выразить все  многообразие его чувств и переживаний.
  2. Манера говорить с ребенком. Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с Вами.
  3. Знание, как наказывать ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят хлопнув дверью, не отвергают ребенка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.
  4. Помощь   в   развитии   ребенка. Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности, Ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».

Рефлексия. Притча «Горький лук» (видео).

 

 

 

Педагог-психолог                                            С.И. Самусевич

 

 

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми подросткового возраста

 

  1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  5. Научите преодолевать трудности.
  6. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!обязательно отмечая продвижение вперед.
  7. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
  8. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (т.е. развитии собственной личности).
  9. Информируйте своего ребенка о границахматериальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  10. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  11. Рассказывайте ребенку о  своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  12. Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию.
  13. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните,что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  14. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  15. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
  16. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  17. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  18. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
  19. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  20. Помните: недоверие оскорбляет!!!
  21. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.
  22. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).