Главные правила здорового образа жизни

Родительский университет

«Главные правила здорового образа жизни»

 

Цель: познакомить с основными правилами здорового образа жизни. Особенности воспитания подростков.

      Когда в семье появляется маленький ребенок, родители счастливы, они любят всей душой, они учатся жить в новых условиях, они принимают и понимают свое дитя с полувзгляда, с полувздоха, и уверенно смотрят в будущее, рисуя себе картины счастливого родительства и сегодня, и завтра, и послезавтра.

     Однако, малыш растет, меняется его характер, сфера увлечений, появляются друзья, встревают определенные события извне и т.д. И в жизни родителей снова все меняется, приходится подстраиваться, узнавать новое и вновь учиться понимать и принимать своего повзрослевшего малыша вместе с восхищениями, достоинствами и недостатками.

1.     Рисунок – метафора «Губка»

       Оборудование: презентация со слайдом, на котором изображена картинка (картинки) обычной губки.

Цель: наглядно показать родителям процесс воспитания ребенка.

Ход проведения:

     Психолог задает родителям вопросы по данной картинке, постепенно проясняя связь губки и ребенка:

- Что изображено на картинке?

- Какие основные качественные характеристики имеет этот предмет?

- Что делает губка, когда находится среди большого количества воды (какой-либо жидкости)?

- Что произойдет с губкой, если водная среда будет синего цвета?

 - Как вы думаете, что означает слово «воспитание»?

       После ответов на вопросы психолог поясняет родителям, что значение слова «воспитание» означает «питание», «впитывание». Что ребенок, подобно губке, впитывает все то, что его окружает, и плохое, и хорошее.

      Затем психолог задает вопрос родителям: «Что происходит, когда на губку оказывают какое-то давление?». Основываясь на ответы родителей, психолог также поясняет, что когда на губку оказывают давление, она выпускает из себя жидкость, которую впитала.

     Ребенок, подобно губке, впитывает в себя то, что «вливают» в него родители: слова, действия, поступки, даже жесты, мимику и др., близкое окружение – значимые люди.

     Ребенок,  оказавшись под влиянием давления – общества (например, детского сада, школы) выдает, проявляет все то, что он в себя «впитал» от близкого окружения (в первую очередь, от родителей). Это могут быть нормы поведения, какие-либо привычки и др.

- Можете ли вы назвать один из главных принципов воспитания детей?

- Совершенно верно, принцип воспитания собственным примером.

        Психолог отмечает значимость участия в воспитании каждого члена семьи, и предлагает создавать позитивные условия для воспитания детей.    Задача взрослого, родителя состоит в умении позаботиться о своих детях, научить и выработать у них правильное поведение, сформировать привычку к ведению здорового образа жизни.

    Основные составляющие здорового образа жизни:

 1. Правильное питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания.

2. Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности.

3. Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо следить только за тем, чтобы организм не был перегружен.

4. Отказ от вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

     7-8 класс - это самый пик возраста, называемого переходным. Ваши дети как раз претерпевают действие этого периода. Это непростое время для вас и ваших детей. В этот период подростки пытаются:

 - заслужить своё уважение у сверстников и у ребят постарше,

- они хотят большей самостоятельности,

- хотят поднять свой авторитет в глазах окружающих.

      И к сожалению, очень часто для этих целей они выбирают самый простой и действенный способ - курение, зачастую не отдавая себе отчет в том, что бессознательно наносят вред своему здоровью. Если раньше мы боролись с курением обычных сигарет, то теперь появилась новая мода - мода на курение электронных сигарет. Вейпинг - так называется процесс курения электронных сигарет, по мнению ученых, ещё больше вредит детскому организму. Но ведь подростки об этом не знают, им хочется быть такими, как все, подражать «модным тенденциям».

Упражнение «А что делать, если…?»

   Предлагается ситуация для обсуждения в группах.

Ситуация 1. Представьте себе, что вы, разбирая вещи ребенка в его спальне, случайно обнаружили электронную сигарету. Ребенок отпирается, утверждает, что эта вещь не его. Как поступите?

Ситуация 2. Ваш ребенок пришел домой. И у него из кармана выпала пачка сигарет. Ребенок отпирается, утверждает, что эта вещь не его.

Ситуация 3. Ваш ребенок пришел домой. У него присутствуют признаки легкого опьянения. Ребенок отпирается, утверждает, что с ним все нормально.

Идет обсуждение в группах

Итог обсуждения в группах:

  1. Постараться понять ребенка, проанализировать создавшуюся ситуацию.
  2. Не прибегать к жестким наказаниям, крику. Они бесполезны в этом возрасте.
  3. Как можно чаще беседовать со своим ребенком, интересоваться его успехами.
  4. Постараться самим, особенно при детях, не допускать курения и употребления алкоголя. Ведь если ребенок видит курящих или пьющих при нем родителей, то ему сложно впредь будет объяснить, что этого лучше не делать.

     Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: самое важное в период переходного возраста для подростка - не быть для него надзирателем, строгим судьёй. Наоборот, нужно постараться стать для своего ребенка другом, товарищем, которому он смог бы открыть все секреты, поделиться переживаниями, проблемами, рассказать о неудачах. Нужно как можно чаще говорить по душам с подростком, постараться сформировать доверительные отношения между вами и тогда он начнет брать пример не с соседа, курящего везде и дымящего на всех, а с вас - тех, кому можно открыться и кто поддержит его в любой жизненной ситуации и поможет найти себя в жизни.

    Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!

   А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь.

 

  1. Проективный тест «Ваше место в семье»

     Перед Вами три цветка, точнее, только их части. Вам надо на своем листе бумаги нарисовать эти цветы и дорисовать картинку, придать ей композиционно завершенный вид. Разумеется, особое внимание следует уделить таким важным деталям, как стебель, листья и прочее; то есть всему тому, без чего цветы не могут существовать. Весь остальной фон — на Ваше усмотрение.

Обратите внимание на ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ. Тот ЦВЕТОК, который Вы НАРИСОВАЛИ ПЕРВЫМ, — это Вы, Ваше мироощущение. Именно он покажет Вам, какое место Вы отводите себе в своей семье, как Вы себя чувствуете среди своих близких.

ОСТАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ И ФОН - это Ваше представление о том, какой должна быть настоящая семья.

Посмотрите на ДЛИНУ СТЕБЛЕЙ, дорисованных Вами каждому цветку. Если САМЫЙ ДЛИННЫЙ СТЕБЕЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ВАШЕМУ ЦВЕТКУ, то это говорит о том, что Вы ощущаете себя самой важной и нужной персоной в своей семье, главой и хозяином. Если при этом вы ВЫБРАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК, то это прямо свидетельствует о Вашей эгоистичности и душевной глухоте, нечуткости. Скорее всего, только Вам хорошо в вашей семье, а вот Вашим домочадцам приходится несладко. Вероятно, вы играете роль эдакого домашнего деспота или держите всех в напряжении иными способами (шантажируя своим мнимым нездоровьем или играя на жалости).

  • Если ВСЕ ТРИ СТЕБЛЯ ОДИНАКОВОЙ ДЛИНЫ, то это значит, что Вы за равноправие отношений в семье. В Вашем семейном кругу царит доверительная и теплая атмосфера, дом для Вас имеет первостепенное значение.
  • Если СТЕБЕЛЬ ВАШЕГО ЦВЕТКА САМЫЙ КОРОТКИЙ, то это говорит о том, что Вы не ощущаете себя в семье полноправным членом, Вам плохо с Вашими близкими, Вашу волю и чувства постоянно подавляют, стараются сделать из Вас другого человека. Семья для Вас — то место, куда Вы приходите после работы и где имеете еду и постель, не больше.
  • ЛИСТЬЯ НА СТЕБЛЯХ говорят об искренности Ваших отношений с домочадцами. ЧЕМ ИХ БОЛЬШЕ, тем приятнее Вам находиться в кругу семьи, тем с большей нежностью Вы относитесь к своим близким. Если же ЛИСТЬЕВ МАЛО, то это говорит о том, что Вы нуждаетесь в ласке и понимании своих родных, но не всегда находите у них поддержку. ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЛИСТЬЕВ НА СТЕБЛЯХ ЦВЕТОВ - у Вас холодные отношения в семье, но Вы не теряете надежды изменить ситуацию к лучшему.
  • Если вы ПОСТАВИЛИ ЦВЕТЫ В ВАЗУ, то это значит, что семья для Вас не имеет первостепенного значения, Вы вполне могли бы прожить и без нее.
  • Если Вы НАРИСОВАЛИ ЦВЕТЫ НА ЛУГУ, то это говорит о том, что Вы домашний человек, семья необходима Вам для того, чтобы ощущать себя счастливым.

      Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии поведения с детьми.

 

Педагог-психолог                                                С.И. Самусевич

 

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ